Весной 2023 года команда Belgium DX-Adventure предложила мне присоединиться к их поездке на Андаманские острова. Архипелаг Андаманские и Никобарские острова расположен на юго-востоке Индии между Бенгальским заливом и Андаманским морем.
Я никогда не был в зоне VU4, а многие члены команды были моими друзьями, поэтому решение принял быстро.
Тогда же мне сказали, что главной проблемой будет получение лицензии VU3. Наш план был на весну 2024 года. Можно написать целую книгу о том, как получить лицензию в Индии, но я не буду утомлять вас деталями. Нам потребовалось 18 месяцев, чтобы все члены команды получили свои лицензии VU3. К счастью, Фрэнсис ON8AZ, который отвечал за лицензии, проявил невероятное упорство — без этого мы бы никогда их не получили.

Наш новый план был назначен на март 2025 года — на год позже изначального.
За несколько месяцев до экспедиции мы подготовили и протестировали всё оборудование. Члены команды и поддержка работали над этим проектом. Подготовка включала:
– тестирование всех антенн (TX и RX);
– настройку и проверку всех радиостанций, усилителей, компьютеров;
– проверку полосовых фильтров, стабов и стопов;
– упаковку и описание всех чемоданов и коробок.
Предыдущие DX-экспедиции всегда проходили недалеко от столицы Порт-Блэр. Уровень QRM там был крайне высок, поэтому мы искали место подальше от города. Мы нашли курорт The Andaman Sunset View Resort почти в часе езды от Порт-Блэр на западном побережье Южного Андамана. У него не самый лучший обзор из-за того, что основные направления на NA, JA и EU проходят через остров, но место очень удалённое, и там меньше шансов столкнуться с местными QRM. Мы арендовали весь курорт, так что проблем с другими гостями не было.

Наша команда состояла из операторов с разным (техническим) опытом и большим стажем в контестах и DX-экспедициях:
ON5UR – VU3PFE, Макс – руководитель команды
ON8AZ – VU3OQP, Фрэнсис – заместитель руководителя
ON4AMX – VU3PFV, Марк – член команды
ON4HIL – VU3PFT, Патрик – установка антенн
ON5RA – VU3PFF, Паскаль – член команды
ON5TN – VU3FYS, Карел – член команды
ON6CC – VU3PFN, Марк – IT-оборудование и ПО
ON7FT – VU3PFH, Йонас – член команды
ON7USB – VU3PFQ, Геерт – член команды
ON7RU – VU3PFJ, Фрэнки – менеджер по распространению
PA3EWP – VU3PFI, Рональд – спонсоры клуба
PA9M – VU3PFO, Марсель – установка антенн
Специальную лицензию можно запросить только за 4 недели до использования. В январе 2025 мы подали заявку на лицензию VU4X. К счастью, её одобрили очень быстро — уже через неделю мы получили VU4AX вместо VU4X. Мы не знаем, почему её изменили. После нескольких звонков Фрэнсис понял, что попытки исправить это затянутся бесконечно. Мы решили использовать VU4AX.
Следующей задачей была транспортировка всего оборудования на Андаманы. По плану мы должны были работать из двух станций, каждая с тремя радиостанциями. Мы планировали охватить диапазоны от 10 до 160 метров. 6 метров исключили, так как лицензия разрешала только 25 Вт на FM. Мы обсуждали это с лицензионным офицером в Индии, но положительного ответа не получили. Всего у нас было 45 чемоданов с оборудованием общим весом 1100 кг.
Мы договорились с Air India, чтобы каждый оператор мог сдать 4 места багажа. Однако за несколько недель до вылета нам сообщили, что из Калькутты в Порт-Блэр нельзя сдать 4 места. Макс (ON5UR) связался с Air India и за 3 недели до вылета организовал новый маршрут: Париж → Нью-Дели → Порт-Блэр. Теперь можно было взять всё оборудование. Мы благодарны нашему контактному лицу в Air India за помощь — без неё всё было бы сложнее.

В субботу, 8 марта, мы собрались на большой парковке возле Кортрейка (Бельгия) и на автобусе отправились в аэропорт Шарль-де-Голль в Париже. После регистрации мы вылетели в Нью-Дели, где у нас была 20-часовая пересадка, поэтому забронировали отель на ночь. На следующий день рано утром мы вылетели в Порт-Блэр. Мы были рады, что весь багаж прибыл с нами. Из аэропорта мы доехали до курорта на микроавтобусе.
В понедельник днём мы прибыли на место. Осмотрев территорию, сразу начали устанавливать антенны. У нас оставалось всего несколько часов до темноты. Все знали, что делать, но работа шла медленнее, чем ожидалось, особенно из-за жары (+35 °C). (В Бельгии мы улетали при температуре около нуля). Вечером мы установили большую часть оборудования в шаках. На следующее утро на рассвете продолжили монтаж антенн и настройку радиостанций. Через несколько часов мы начали работать на верхних диапазонах. Только антенны НЧ-диапазонов потребовали ещё несколько часов.

У нас было две станции с тремя рабочими местами в каждой. Мы использовали идентичные комплекты: 6 трансиверов Elecraft K3 и 6 усилителей SPE Expert 1.3KW. Все станции были объединены через N1MM+, а также был настроен аплинк в ClubLog для онлайн-проверки логов. Для НЧ-диапазонов использовались отдельные станции, иначе пришлось бы переключать приёмные антенны и 4-square на 40 м, что было бы сложно.
Мы планировали работать максимум 9 дней. В первый день сломался один из усилителей Expert, и у нас осталось только 5 станций с высокой мощностью.
Использованные антенны:
Диапазон | Антенна | Описание |
---|---|---|
10-20 м | Spiderbeam | 10 м от пляжа + триплексер |
10-20 м | Spiderbeam | На водонапорной башне + пентаплексер |
15 м | VDA | На пляже, LP NA |
30 м | Вертикал | На пляже |
40 м | 4-square | 10 м от пляжа |
60 м | Вертикал | На пляже |
80 м | Вертикал | На пляже |
160 м | Вертикал с топ-нагрузкой | На пляже |
RX | 3 петли | НЧ-диапазоны (EU, JA, NA) |
RX | Beverage | НЧ-диапазоны (NA) |
С самого начала мы знали, что восточное побережье Северной Америки будет самым сложным направлением. Поэтому мы установили 15-метровую VDA на пляже для работы по длинному пути.
Распространение было очень плохим, особенно в первые дни. Мы проверяли прогнозы и вызывали NA на разных диапазонах, но ответов почти не было. Уровень шума на всех диапазонах был крайне высоким: S3 — это норма, а иногда доходило до S5. Это не способствовало работе с другой стороной мира.
В некоторые дни условия были настолько плохими, что все 6 станций часами работали в FT8, и даже тогда скорость QSO была низкой. В CW и SSB ответов не было вообще. В этот раз распространение было не на нашей стороне.
Мы использовали три пилотных станции на разных континентах: Björn ON9CFG, Peter W2IRT и Champ E21EIC. Они собирали информацию от DX-сообщества во время нашей экспедиции. Фрэнки (ON7RU) ежедневно связывался с ними для обновления сводок.

За 9 дней мы сделали 65 961 QSO. Основное внимание уделяли CW и SSB, но при плохом распространении переключались на FT8. Станция без усилителя чаще всего работала в FT8. Часто одновременно были открыты только 4-5 диапазонов. Немного RTTY-контактов было сделано только на 10 метрах.
Режим | QSO |
---|---|
CW | 18 516 |
SSB | 16 135 |
RTTY | 516 |
FT8 | 25 273 |
FT4 | 5 521 |
Одной из наших целей было сделать как можно больше QSO с NA. У всех операторов были распечатанные карты распространения. Мы часто прерывали pile-up на EU или AS, чтобы попробовать вызвать NA, но из-за плохого прохождения и высокого уровня шума их не было слышно. Во время серого линии мы чаще всего работали на НЧ-диапазонах, если уровень шума позволял.
Днём у нас были смены по 4 часа, а ночью — по 6. Таким образом, каждые два дня можно было поспать около 6 часов. Но к концу экспедиции все операторы были измотаны.
В среду после обеда мы разобрали антенны 80 м, 160 м и RX. В четверг утром после завтрака сняли все антенны, кроме Spiderbeam. До темноты нужно было успеть демонтировать последнюю. Последний QSO был сделан около 16:00 LT, после чего мы закрыли станции (QRT).
Всё оборудование упаковали в те же чемоданы, чтобы избежать проблем на таможне. При въезде в Индию все документы были проштампованы. Если бы при случайной проверке обнаружили другие вещи, могли возникнуть сложности.
Когда большая часть оборудования была упакована, мы впервые поужинали всей командой в ресторане. В предыдущие дни мы делились на 2-3 группы. Мы хорошо пообщались и выпили всё доступное пиво (по бутылке на каждого, хи).
В пятницу, 21 марта, в 05:00 LT за нами приехал микроавтобус, чтобы отвезти в аэропорт Порт-Блэр.

Обратный путь прошёл без проблем. В субботу днём мы прибыли в Кортрейк, где нас ждали семьи и друзья.
Мы благодарим всех спонсоров (DX-клубы, компании и частных лиц), которые помогли сделать эту экспедицию успешной. Особенно благодарим главных спонсоров — NCDXF, IndexA и нашу команду поддержки в Бельгии. Без них это было бы сложно.

Подробнее на нашем сайте: https://www.dx-adventure.com/en/home-eng/
QSL-карточки можно запросить через OQRS у Тима M0URX (подробности на сайте).
Команда DX-Adventure готовит книгу о VU4AX. В ней будет 52 полноцветные страницы формата А4 с историями об экспедиции и множеством фотографий. Весь доход пойдёт на поддержку будущих DX-экспедиций.
Подробности: www.dx-adventure.com/vu4ax-book
PayPal: dxa-book@dx-adventure.com
Стоимость: Европа — €19.95 | Остальной мир — €22.95 (включая доставку).
От имени всей команды,
Рональд PA3EWP.