На главную | Рассказы радиолюбителей | Острова IOTA, RRA ... | PA0GAM/OH0/OJ0 Маркет-Риф история 1983 год


Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: Гербен PG5M
Название:

PA0GAM/OH0/OJ0 Маркет-Риф история 1983 год

Маркет-Риф PA0GAM/OH0/OJ0 — самый длинный позывной в истории?

Экспедиция 1983 года на Маркет-Риф была организована Ки (OH0NA), Ларсом (OH0RJ), Стивом (G4JVG) и Гербеном (PA0GAM, ныне PG5M). Для меня это была первая в жизни радиолюбительская экспедиция, незабываемый опыт, которым я хочу поделиться. Во время этой поездки на крошечную скалу в Балтийском море использовался позывной PA0GAM/OH0/OJ0 — самый длинный из когда-либо применявшихся (на тот момент). Информация на этом сайте собрана до и во время моего путешествия на Маркет-Риф в 1983 году и сейчас может быть устаревшей или неполной.

География и история

Маркет-Риф (по-шведски «Märkets Fyr», по-фински «Märketin Majakka») расположен на 60°18’10″ с.ш. и 19°08’3″ в.д. Его длина — около 300 метров, ширина — 80 метров. Самая высокая точка возвышается на 3 метра над уровнем моря в спокойную погоду. Остров представляет собой голую скалу, и единственная растительность, которую я заметил, — это мелкие растения в трещинах между камнями. По данным геологов, скале около 1,27 миллиарда лет.

Впервые Маркет-Риф упоминается в 1809 году, когда Швеция и Россия вели переговоры во Фредриксхавне о границах. Было решено провести границу через этот риф, но точных координат не установили. В последующих обсуждениях использовалась та же формулировка, и Маркет-Риф стал «ничьей землёй». Сейчас граница определена точно и имеет необычную форму (см. карту).

Левая половина острова принадлежит Швеции, правая, включая здания маяка, — Финляндии. На аэрофотоснимке видно, что единственные сооружения на скале — маяк и прилегающие постройки.

Из-за этого статуса во время нашего пребывания на острове приземлился шведский вертолёт для проверки аварийного радиомаяка, который для удобства разместили в одном из финских зданий.

Первый «маяк» представлял собой 11-метровый железный столб (из рельсы) с бочкой для огня наверху, установленный в 1862 году. Позже решили построить настоящий маяк, но вскоре столкнулись с яростью стихии. Строительные материалы сбросили на скалу, рабочие высадились и возвели бараки, «прибитые» к камням для временного проживания.

Когда налетел первый шторм, все материалы и бараки смыло в море. Трое рабочих погибли, остальные смогли добраться до лодки и привязать её к сохранившемуся столбу старого маяка. Позже их спасли.

Хотя проект настоящего маяка разрабатывался ещё в 1836 году, его построили только в 1885 году русские (тогда Финляндия входила в состав Российской империи). После завершения строительства бочку заменили на лампу, работавшую на керосине, а механизм вращения приходилось заводить вручную каждые 3 часа.

В 1955 году установили дизельный генератор, и маяк с соседними зданиями получили электричество. В 1976 году механизм вращения переделали под ацетилен, что позволило автоматизировать работу. Саму лампу тоже заменили: теперь её сила света — 85 000 кандел, дальность — 19,2 морских мили. Лампа расположена на высоте 16,9 метра над уровнем моря, её характеристика — 0.13 + 2.87 (один сигнал каждые 3 секунды). В одном из складов хранились баллоны с ацетиленом для питания механизма. Старую лампу можно увидеть в Морском музее Мариехамна, столицы Аландских островов. Последним смотрителем маяка был Карл Эрик Эрикссон, известный как Kee OJ0MA (ныне OH0NA).

После автоматизации маяка постоянное присутствие персонала стало не нужно, и смотритель покинул остров. Сейчас маяк также обслуживает метеостанцию, передающую 23 параметра в Метеорологическую службу Финляндии.

Деятельность радиолюбителей

В декабре 1969 года состоялась первая радиолюбительская экспедиция была позывным OJ0MR, продлившаяся до января 1970 года. За ней последовали другие экспедиции. В 1970 году Маркет-Риф стал новой страной DXCC благодаря усилиям Мартти Лайне (OH2BH, OH2NB, OH2BHU, ныне OH0BA) и OH0NI. Основанием для статуса DXCC стало то, что риф отделён от материка другой страной DXCC — Аландскими островами (OH0).

В 1972 году Ки (OH0NA) получил позывной OH0MA для использования на Маркет-Рифе. Власти изменили правила, прекратив выдачу префикса OJ. В 1973 году в эфире впервые появился клубный позывной OJ0AM. Однако в апреле 1999 года финская PTT снова разрешила выдачу постоянных лицензий с префиксом OJ0.

Экспедиция 1983 года

20 июля я поехал на поезде в Стокгольм, где меня встретил Стив (G4JVG). Мы переночевали в его квартире, а утром отправились на машине, загруженной аппаратурой, на Аландские острова. Паром доставил нас из Каппельскёра в Мариехамн, откуда мы поехали к Ки (OH0NA) в Солтвик (северная часть Аландов). Понимая, что высадка зависит от погоды, мы сразу стали спрашивать Ки о ситуации.

К сожалению, он сообщил, что погода плохая: северный ветер и высокие волны делали высадку невозможной. Обычно лодки причаливают с северной стороны, где есть уступ, но при таком ветре её бы разбило о скалы. Несколько дней мы следили за скоростью ветра, которая должна была упасть ниже 6 м/с, и ждали южного направления. Каждые несколько часов передавались метеоданные, включая информацию с самого Маркет-Рифа, но точного прогноза не было.

Чтобы не терять время, мы работали в эфире с радиостанции Ки на 10, 15 и 20 метрах с антенной TH3Mk3. Луч 402BA для 40 метров уже сняли — его планировали использовать на рифе. Для низких диапазонов поставили диполь.

В субботу мы упаковали оборудование (включая 402BA) и поехали к Ларсу (OH0RJ), четвёртому участнику. У него была 15-метровая мачта для 40-метрового луча, ранее использовавшаяся в составе 160-метровой вертикальной антенны станции OH0W.

Когда метеоданные улучшились, Ки решил, что 25 июля можно попытаться высадиться. Мы спешно сняли TH3Mk3, запаковали аппаратуру, еду, напитки и топливо.

Утром в понедельник мы отправились к Ларсу, а затем в Стурбю, где нас ждал капитан Бруно с арендованной лодкой «Merit» (10 метров в длину). Погрузка заняла полчаса, и мы вышли в море. Погода оставалась непредсказуемой, волны были высокими, и успех высадки не гарантировался.

Мы прошли мимом островка с постом Береговой охраны. Ки сказал, что в случае неудачи вернёмся туда. Шансы на удачную высадку он оценил в 50%. Стоит отметить, что Ки несколько лет жил на Маркет-Рифе и ездил на материк каждые три недели, так что знал эти воды лучше всех.

Через два часа мы достигли рифа. Ки заключил, что высадка с севера невозможна. После обсуждения решили попробовать южную сторону — нестандартный вариант. Лодку поставили на якорь в 50 метрах от скалы (глубина — 2 метра).

Затем нужно было доставить надувную лодку с маяка для перевозки оборудования. Ларс вызвался выполнить эту неприятную работу: он взял ключи, спустился в ледяную воду и доплыл до скалы. Когда лодка была готова, началась разгрузка. Это была ювелирная работа — одно неверное движение, и оборудование могло оказаться в воде, поставив крест на всей экспедиции. Представьте транспортировку 5-метровых секций мачты на 2,5-метровой лодке!

Когда всё оказалось на берегу, «Merit» ушёл, чтобы вернуться в конце операции.

Оборудование перенесли по лестницам в помещения маяка. Затем Ки запустил дизельный генератор — без него работа станций была бы невозможна. Кажется, только он знал, как обращаться с этим двигателем.

Мы собрали две станции:

- Станция I (в подвале маяка): трансивер FT-902DM и усилитель SB230.

- Станция II (в кладовке над помещением с баллонами): аппаратура Drake-line и усилитель NRL2000. Позже там же поставили TR7 и Alpha 374 для RTTY.

Между станциями проложили коаксиальные кабели, чтобы комбинировать антенны и аппаратуру. Но переключения требовали осторожности — ошибка могла вывести технику из строя.

Мы начали работу:

- Ларс и Ки использовали OJ0MA,

- Стив — G3JVG/OH0/OJ0,

- я — PA0GAM/OH0/OJ0 (самый длинный позывной в истории, особенно в CW).

График работы зависел от метеостанции: каждые 3 часа она передавала данные по VHF в течение 15 минут, и в это время мы прекращали работу.

На второй день мы закрепили 15-метровую мачту и установили 40-метровый луч. Устали, но были счастливы видеть эту впечатляющую антенну в воздухе. Условия были умеренными, но мы работали круглосуточно, связываясь со всеми континентами.

Условия жизни

Маркет-Риф — не место для спонтанных визитов. Требуется разрешение на высадку, которое выдаётся только с сопровождающим. В нашем случае это был Ки, бывший смотритель маяка.

Хотя риф — это голая скала, условия здесь лучше, чем на аналогичных локациях. Маяк сохранился идеально и предоставляет много места для работы и жизни.

Красно-белый маяк состоит из подвала, трёх этажей и лампы наверху:

- В подвале — резервуар с питьевой водой, кладовая и действующая сауна.

- На первом этаже — три комнаты (одна для Станции I).

- На втором — кухня с плитой и холодильником, а также две спальни.

- На третьем — небольшая спальня и диспетчерская маяка и метеостанции.

Рядом — здание генераторов:

- На первом этаже — баллоны с ацетиленом.

- Наверху — три старых генератора.

Рядом — склад (раньше там хранились дрова и еда). Его первый этаж переоборудовали под Станцию II. Все здания соединены крытыми переходами.

Туалет — маленькая белая будка без двери, «смываемая» морем только во время штормов.

Питание и энергоснабжение

Всю еду привезли с материка, но питьевая вода была в резервуарах маяка. Ки и Ларс ловили рыбу, обеспечивая нас отличными блюдами.

Электричество давал один из старых дизельных генераторов, расположенных рядом с маяком. Напряжение и частота колебались в зависимости от нагрузки (например, при работе усилителей). 60 Гц для европейского ротатора означали высокую скорость вращения!

Топливо в баках оставалось с прошлых лет — его не завозили 15 лет. Позже финская вещательная компания подарила острову новый генератор для радиолюбителей (курирует Лассе, OH0RJ).

Генератор также обеспечивал отопление: тепло от охлаждения двигателя циркулировало по системе маяка. В некоторых комнатах были дровяные печи.

Гигиена

Мылись в естественных водоёмах, оставшихся на скале после отливов (вода пресная!). В экстренных случаях можно было вызвать вертолёт.

Результаты

За 3 дня нахождения на Аландах я сделал 600 QSO как PA0GAM/OH0. За время работы на Маркет-Рифе (26.07–01.08) вся команда провела 8000 QSO, из которых 3400 — под моим позывным PA0GAM/OH0/OJ0.